• Рубрика: Общество
  • Опубликовано 04 июня 2013 г.
  • 1218 просмотров

В Иланском районе обсудили взаимодействие гражданского общества и власти

В музейно-выставочном центре Иланского района Агентство по реализации программ общественного развития Красноярского края провело очередной круглый стол, посвященный развитию гражданского общества. «Мы стараемся проводить круглые столы в разных городах края и дважды не приезжать в одно место, — начал заседание руководитель агентства Константин Гуреев. — Важно развитие гражданских институтов по всей территории края. Тема сегодня — «Открытость власти»».

Игры в демократию

«Дорогие друзья, приятно видеть вас на Иланской земле, — поприветствовала гостей глава района Ольга Альхименко. — В этом году Иланскому району исполняется 80 лет. Команда руководителей района омолаживается. Хочу представить вам нового молодого главу города — Максима Овчинникова. Мы отмечаем, что люди все активнее включаются в работу общественных фондов, появляются новые общественные организации. Мы очень заинтересованы в теме «Открытость власти». Хотим сегодня услышать об интересном опыте в территориях и что-то  почерпнуть для себя».

Гуреев попросил коллег быть в своих выступлениях максимально откровенными: «Важно, чтобы все прошло неформально. Хочется, чтобы получилась настоящая дискуссия. Но для начала — давайте послушаем философские основания нашего разговора. Мнение доктора исторических наук, профессора КрасГАУ Ирины Павловой всегда бывает очень полезным».

«Проблема открытости власти уже давно назрела, — начала свое выступление Павлова. — В России общение власти с народом всегда складывалось сложно. Начиная с XV века, власть была самодержавной. Вертикаль сохранилась и по сей день. Часто думают, что народ — для государства. И на вопрос, что же «первее» — государство или народ — власть отвечает: государство. Но обратимся к истории. Иван Грозный начал понимать, что он не может держать всю подвластную ему территорию под контролем. Так появились старосты и целовальники, местные соборы. Власть начинала учиться слушать народ. По сути, это был пример «демократии на местах». Петр I — диктатор и абсолютный монарх, тоже понимал, что контроля на местах ему не хватает. «Пишите доносы», — призывал он. За каждый важный донос полагались деньги. Вскоре он был завален подметными письмами. От затеи пришлось отказаться. Играть в демократию любила и Екатерина Великая. Одна из ее идей — первый «съезд депутатов». 565 человек со всей России прибыли к ней с докладом о народной жизни. Но она страшно далека была от народа. И эти благие намерения сошли на нет.

Павел I установил ящики для анонимных посланий простых людей. Но ничего, кроме ругательств, в этих письмах обнаружить ему не удалось. Основная масса населения не верила во взаимодействие с властью. Народ был неграмотен.

Впервые люди начали высказывать свое мнение в революцию 1905 года. 9 января они потребовали ограничения власти государства, демократических свобод и бесплатного образования. Александр II, чувствуя народные настроения, впервые напечатал бюджет, который можно было обсуждать.

В советский период, к сожалению, в демократию тоже лишь играли. Многие вещи скрывались. Например, лишь восьмая пятилетка, самая удачная, была выполнена на 82%. Апофеозом закрытости информации и циничности власти стала авария на Чернобыльской АЭС.

Вопрос открытости власти и ее взаимодействия с институтами гражданского общества актуален во всем мире. Так, партия пиратов в Германии получила поддержку у 9% избирателей. Это партия открытой информации, ее члены борются за то, чтобы власть честно отчитывалась перед народом. Для того, чтобы что-то изменилось в нашей стране через 20 лет, нужно выражать свои требования уже сейчас. Такие «круглые столы» могут стать очень полезными в этом деле».

Место зарождения инициатив
«Ирина Петровна права, — поддержал Гуреев. — В нашей стране инициатива взаимодействия традиционно шла сверху, от власти. Но в последнее время наметились обнадеживающие тенденции. На примере участников грантовой программы «Социальное партнерство во имя развития» я могу сказать — активность и инициативность людей растет. Когда мы сделали единый сайт, скептики говорили, что желающих работать через этот сайт будет немного. Вышло наоборот — число участников грантовой программы в крае выросло на 60%. На мой взгляд, все меняется в лучшую сторону».

Ведущий специалист администрации губернатора края Даниил Запятой представил проект «Открытые регионы»:» «Открытое правительство» имеет несколько направлений: обеспечение высокого уровня прозрачности региональной власти, обеспечение активности общественности в принятии решений региональной властью, повышение качества и доступности государственных услуг, развитие гражданской ответственности и контроля в обществе. Красноярский край — один из 17 регионов, в которых начал работать этот проект. В Красноярск приезжал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. По итогам работы круглого стола с его участием был составлен план мероприятий. Сейчас — начальный этап реализации этой программы. Разрабатывается портал для общения, который будет центральным механизмом взаимодействия власти и народа. Будут появляться разделы, такие как «Общественный контроль». Ведь невозможно поставить кучу контролеров, скажем, в ЖКХ. На сайте же люди сами смогут рассказать о проблемах. Отмечу, что это не социальная сеть. Это ответственный диалог. Ни одно из обращений не будет оставлено без внимания. Анонимность — не допускается. Регистрация — обязательна».

На портале появится называемый классификатор проблем. Он будет состоять из трех разделов: «Дорожно-ремонтные работы», «Общественный транспорт», «Остановочные пункты». Жители Красноярского края смогут контролировать и фиксировать нарушения в этих сферах, а администрация губернатора возьмет на себя обязательство оперативно реагировать на сообщения. Сроки уже установлены: один день — на модерацию сообщения, 8 дней — на решение проблемы или обоснованный отказ, один день — на ответ. Любой муниципалитет может сам установить разделы классификатора и сроки реагирования.

«Есть опасность низкой активности граждан из-за обязательной регистрации, — сказал Запятой. — Потому предусмотрено, что первыми участниками портала могут стать старшеклассники из трудовых отрядов, которые будут фиксировать первые жалобы. Еще одним механизмом взаимодействия власти и общества станет гарантийная библиотека обязательств власти. В одном месте будет аккумулирована вся информация — технические задания, заявки на конкурс, обязательства и так далее. Граждане смогут все это посмотреть и проконтролировать.

Мы планируем размещать в интернете, на телевидении и газетах в доступной форме объяснения, на что тратятся бюджетные деньги, а в рамках целевой программы создали направление — «Поддержка локальных инициатив открытости взаимодействия населения и власти». В муниципалитетах будут созданы ресурсные центры «Открытое пространство», которые призваны стать местами фантомной активности людей, зарождения инициатив. Призываем вас активно участвовать в нашем проекте».

Власть повернулась к НКО лицом

«Хочется отметить ответственность обеих сторон — власти и народа — участников этого проекта. Публичное обращение — это не интимная переписка, — напомнил Константин Гуреев. — Здесь предполагается честность и открытость отношений».

Заместитель руководителя Агентства по реализации программ общественного развития края Елена Ясинская рассказала о мерах государственной поддержки НКО в России и Красноярском крае: «Я хочу рассказать о нормативно-правовой базе государственной поддержки, бюджетных ассигнованиях, субсидиях и грантах некоммерческим, социально ориентированным организациям. Власть повернулась к НКО лицом. В 2010 году в сороковом законе сформулировано четкое понятие самих НКО. Очень информативно 713 постановление правительства. Средства, выделяемые на поддержку НКО (субсидии и гранты) с каждым годом увеличиваются. Так, на президентские гранты в этом году выделено 2,3 млрд рублей. В прошлом году эта цифра составляла всего 1 млрд. Существенно увеличиваются вливания из федерального бюджета. Зачем это нужно государству? Государству выгодно поддерживать «третий сектор». Оно заинтересовано в преодолении патерналистской модели поведения населения, повышении качества регионального управления, повышении качества социальных услуг.

В Красноярском крае 43 некоммерческие организации выиграли 19 млн рублей, принят закон «О государственной поддержке социально ориентированных НКО в Красноярском крае», успешно работает программа «Социальное партнерство во имя развития». Присутствующие здесь районы — активные участники этой программы. Так, Дзержинский район отправил на конкурс в этом году 52 проекта, Иланский район — 23 проекта. Очень популярен конкурс муниципальных программ. Сейчас идет подготовка к конкурсу финансирования социальных услуг».

«Муниципалитеты, которые в прошлом году выиграли конкурс муниципальных программ, смогли создать у себя ресурсные центры, — добавил руководитель Агентства. — С 2014 года начнет работать новая норма финансирования ресурсных центров. Ресурсный центр может быть создан на базе любого муниципального учреждения. От каждого избирательного округа будут отобраны люди на стажировку в Законодательное Собрание. Будет разработан сборник по законам Красноярского края. Он будет так составлен, что любой человек сможет прочитать и понять законодательство».

Ресурсы лежат рядом

«Я — куратор грантовых программ, — взяла слово главный специалист по делам молодежи и спорта отдела культуры Абанского района Елена Дорогавцева. — Работаю давно и замечаю, что видно движение к лучшему. Хорошая затея — субсидии МЦ, ресурсные центры, но бюрократии и здесь много. Люди приходят с инициативами, готовы работать. Единственное, что их пугает — бюрократизация процесса. Слишком много бумаг, очень много документов. Бюджетные деньги очень тяжело получаются и зачисляются. Никто не учит финансистов администрации работать с такими формами.

«Скоро не будет таких проблем, — ответил ей Гуреев. — В «Социальном партнерстве» с 2014 года будут участвовать только НКО. Бюджетный кодекс для учреждений тут не работает. Что касается обучения бухгалтеров, то с прошлого года ведется обучение руководителей и менеджеров грантовых проектов. Мы им рассказываем все особенности ведения счетов. Также работает краевой ресурсный центр, юристы которого оказывают поддержку».

«Мы живем в системе бюрократического государства, — заявил другой участник круглого стола, заместитель главы администрации Зеленогорска по вопросам социальной сферы Георгий Листвин. — На западе общество строит государство, а у нас государство строит общество. Власть должна существовать параллельно с гражданским обществом. Муниципальные власти задыхаются от тех полномочий, которые сваливает на них федеральная власть, не подкрепляя полномочия финансами. Открытое правительство должно помочь возникнуть гражданскому обществу. Государство должно поделиться властью с общественными институтами. Надо создавать фонды для поддержки функционирования институтов гражданского общества».

«В нашем районе не так много НКО, но активность граждан очень высока, — добавила директор Молодежного центра Иланского района Анна Кузнецова. — Мы регулярно проводим наши внутренние конкурсы проектов. Инициативных людей очень много и мы не слышим от них, что «нам должны». Жители говорят: «мы хотим это сделать». 13 марта в Иланском прошел круглый стол по молодежной политике, где обсуждали разные острые вопросы, в том числе — какие моменты нужно улучшить в работе транспорта. Наш Иланский район является площадкой Общероссийского проекта «Работа органов местного самоуправления»

«Одному человеку очень сложно работать. Я считаю, что у нас сложилась отличная разновозрастная команда. Многие прошли хорошую школу комсомола. Есть в команде совсем молодые люди. Мы не перестаем учиться. Нам помогают краевые ресурсные центры. Также мы выстраиваем конструктивные отношения с православной церковью», — отметила глава Иланского района.

Руководитель гимназии № 2 Заозерного Надежда Мартынова пожаловалась на то, что в прошлом году вместе с волонтерами был написан проект «Школа радости», в рамках которого планировалось создание площадки для жителей района на территории школы, но в гранте было отказано: «Найти партнеров у нас в Заозерном очень сложно. В этом году мы сами решили зарабатывать деньги — организовали ярмарки поделок, продавали их. После этого смогли помочь малоимущим».

«Ресурсы лежат рядом, — отметил Гуреев. — Мы обучаем фандрайзингу лидеров проектных команд, и вас приглашаем. Бывает, что организация использует партнеров, не догадываясь об этом. Даже в депрессивных территориях находятся люди, готовые помочь. Если проект направлен только на создание какого продукта — например, телепрограммы, сайта, то грантовая программа «Социальное партнерство» не поддержит его. Главное, чтобы в проекте была общественная составляющая, социальное действо, гражданская активность».

«А я хочу отметить, что если проект делают неравнодушные люди, то даже стандартный, простой проект, но сделанный живыми людьми, описанный простым живым языком, становится востребованным, и тогда и ресурсы на него найдутся. А если один человек за все общественные организации ведет документооборот, то тогда точно можно погрязнуть в бумагах», — заверила Елена Ясинская.

В завершении заседания участники круглого стола приняли резолюцию для органов государственной власти края — оказать информационную и методическую помощь органам муниципальных образований и общественным организациям для реализации краевого закона «О государственной поддержке социально ориентированных общественных организаций», а также помочь в привлечении местных общественных организаций к решению вопросов местного самоуправления.

Иван Налимов, NewsLab.Ru

Комментарии